А Вы бы предпочли, чтобы они сидели в ГУЛАГе?
Зависть какая-то сквозит в Ваших словах... Самому, видимо, "масла" не досталось?
Врядли имелось в виду именно это.
Просто - все эти высказывания "не благодаря, а вопреки" - они, как бы это помягче выразить... сомнительные. Почти никогда нельзя точно указать, что было благодаря, а что вопреки. Если издавалось, например, мало книг, человек издал свою книгу, и массовый читатель "на безрыбье", не заваленный потоком словопомола, эту книгу заметил и оценил по достоинству - это благодаря или вопреки? С одной стороны явно вопреки - если издание пришлось "пробивать"; с другой - благодаря отсутствию конкурентов... Заметил бы наш читатель Ефремова, если бы у нас издавалась вся американская фантастика, которой в то время было море - но по ту сторону океана?
Есть две крайности - одни считают, что мы жили в аду, и если что-то хорошее всё-таки происходило, то именно "вопреки"; другие - что ад как раз сейчас, а раньше был замечательный порядок.
Самое смешное, что обе эти точки зрения неправильные по определению. И люди, последовательно их придерживающиеся - в лучшем случае просто "честно" малоинформированные, не осведомленные о какой-то стороне жизни, потому что не пересекаются с ней...
Цитата:
И насчет "производительности" - это вообще смехотворно. Еще бы "трудодни" вспомнили...
Извините, Михаил, но это вы зря. У писателей есть производительность, часто даже говорят "плодовитость" - и писатели по ней очень сильно различаются. Толкин с этой точки зрения был очень малопроизводительным, А.Кларк - очень плодовитым, но оба ведь считаются великими....
Просто писатель, зарабатывающий на жизнь писательством, обязан быть плодовитым - иначе не прокормится. Плохо то, что у некоторых писателей количество получается за счет качества.
Последний раз редактировалось: Mikk (Вт Апр 29, 2008 2:07 pm), всего редактировалось 1 раз
Зависть какая-то сквозит в Ваших словах... Самому, видимо, "масла" не досталось?
И в мыслях не было Как можно завидовать любимым авторам?
Я всего лишь указываю на неадекватность суждений творческой интеллигенции об СССР, и на непонимание ими реально происходивших процессов. Просто я привожу пример, доступный для объяснений на пальцах.
Так вот, проблема в том, что все эти люди из творческой среды, не знавшие ни истории, ни реальности, живущие пропагандистскими мифами - получили возможность формировать общественное мнение. Они ничтоже сумняшеся посеяли ненависть к СССР - ненависть иррациональную. И Вы, кстати, судя по всему - тоже жертва этой засеянной иррациональной ненависти, судя по фразам о ГУЛАГе и трудоднях.
Там далеко не всё так просто, как в антисоветских сказках писателя Солженицына. Скажем, любая крупная страна при переходе от аграрного уклада к индустриально-городскому проходила кровавую баню, аналогичную советской (вспоминаем огораживания и так далее); укажу в качестве простейшего и ближайшего примера Финляндию: там после победы белых над красными в гражданской войне прокатилась волна репрессий - ПОЛНОСТЬЮ аналогичная по масштабам (в процентном отношении к населению) сталинским репрессиям, с теми же процентами казнённых и отправленных в концлагеря. Впрочем, здесь это оффтопик, ибо тема не относится к фантастике никаким боком - и слишком обширна.
Как говорится, злоба и правда - несовместимы. Если человеком движет злоба - он должен отдавать себе отчёт, что он необъективен. А уж если им движет злоба по отношению к собственной истории... Самое глупое - это воевать с собственным прошлым, благодаря которому воюющий повился на свет и стал тем кем он есть
ОК, вижу - нам не договориться. (Да это и не есть цель).
Попробую вернуть разговор к предмету - к Дилогии.
Есть такая мудрость: "Рука художника умнее самого художника". Это я к тому, что Викторов, не будучи антисоветчиком, но будучи истинным художником, невольно создал антисоветский фильм.
Если посмотреть под таким углом: советские дети благодаря космическому полету вырываются из-под опеки системы (даже вездесущий службист И.О.О. в космосе уже не появляется). Из пионеров они становятся суперменами в стиле "Стар Трек". Они дейстуют не от имени СССР, а от лица собственных представлений о добре и зле. (Это, кстати и иллюстрирует известный эпизод, когда Кутейщикова, пытавшаяся повести себя как завзятая пионерка-юннатка, и не сбегать с планеты - чуть не погубила всех).
Согласитесь, нам Дилогия нравилась именно ЭСКЕЙПИЗМОМ, возможностью вместе с героями-ровесниками на пару часов вырваться из реальности, не видеть этих красных галстуков, серых и коричневых школьных форменных костюмов, тетрадей в клетку и линейку и пр.
Вспомните, сколько школьных фильмов, претендовавших тогда на реализм, сейчас смотрятся лакировочными (каковыми они и были). А герои научной фантастики для нас - ближе...
Зарегистрирован: 07.11.2007 Сообщения: 392 Откуда: Москва
Михаил Холодковский писал(а):
Это я к тому, что Викторов, не будучи антисоветчиком, но будучи истинным художником, невольно создал антисоветский фильм.
Ну ты сказал! (с)
Цитата:
Если посмотреть под таким углом: советские дети благодаря космическому полету вырываются из-под опеки системы (даже вездесущий службист И.О.О. в космосе уже не появляется). Из пионеров они становятся суперменами в стиле "Стар Трек".
Только не забудем, что ни о каком "Стар Трек" мы тогда понятия не имели...
Цитата:
Они дейстуют не от имени СССР, а от лица собственных представлений о добре и зле.
Вот с этим - соглашусь.
И Р.Н., как я уже не раз отмечал, руководствовался не указаниями партийных идеологов, а собственными представлениями о добре и зле.
И при этом он был коммунистом и искренне верил в идеалы коммунизма. Настоящего коммунизма - чтобы построить общество близкое к описанному у И.Ефремова (которого он очень ценил) и соответственно воспитать людей. Внести свой вклад в создание такого общества - в этом он видел свой творческий долг.
А те, для кого членство в КПСС было лишь средством делать карьеру - и эту карьеру они успешно делали, поскольку их не сдерживала совесть - те, с одной стороны, считали людей, подобных Р.Н., наивными простаками, а с другой стороны, когда им это было выгодно, подчёркивали, что в КПСС состоят вот такие кристально честные люди как Викторов.
Цитата:
(Это, кстати и иллюстрирует известный эпизод, когда Кутейщикова, пытавшаяся повести себя как завзятая пионерка-юннатка, и не сбегать с планеты - чуть не погубила всех).
Не как "пионерка-юннатка", а как настоящий учёный, для которого познание бывает дороже своей жизни. Как те врачи, которые заражали себя смертельными болезнями, чтобы найти средство от них... Другое дело, что рисковать жизнями товарищей без их явного согласия не следовало. Ну, занесло её, бывает - она девушка эмоциональная...
Цитата:
Согласитесь, нам Дилогия нравилась именно ЭСКЕЙПИЗМОМ,
вот только слова такого мы не знали...
Цитата:
возможностью вместе с героями-ровесниками на пару часов вырваться из реальности, не видеть этих красных галстуков, серых и коричневых школьных форменных костюмов, тетрадей в клетку и линейку и пр.
Однако же, всё перечисленное на экране присутствует в достаточном количестве и протеста не вызывает.
Цитата:
Вспомните, сколько школьных фильмов, претендовавших тогда на реализм, сейчас смотрятся лакировочными (каковыми они и были).
Да. И что?
У Викторова и нефантастические школьные фильмы несравненно реальнее, чем у других. Потому что он руководствовался своей совестью, знал, что именно хочет донести до зрителей и искренне верил в те идеи, которые нёс. В отличие от... ладно, не буду называть фамилии других тогдашних режиссёров, бездарных, но чутко державших нос по ветру и потому добившихся "популярности", премий и т.п. _________________ Mi estas senkompata!
Согласитесь, нам Дилогия нравилась именно ЭСКЕЙПИЗМОМ, возможностью вместе с героями-ровесниками на пару часов вырваться из реальности, не видеть этих красных галстуков, серых и коричневых школьных форменных костюмов, тетрадей в клетку и линейку и пр.
Может кому-то покажется странным - но у меня никаких эскапистских чувств от фильма не было. И вообще ни от одного из фильмов Викторова. Скорее, было нетерпеливое желание поскорее добраться до того времени, когда люди начнут осваивать дальний космос Можно сказать, фильм воспринимался как руководство к действию - при таком отношении какой может быть эскапизм
Лично для меня первой вещью эскапистского толка стал "Обитаемый остров" - тогда мне впервые захотелось побродить по чужому миру...
Эскапизм... люди, а что, бывает такая худ.литература, которая не апеллирует именно к эскапизму?
Любое художественное произведение, книга ли, кино ли - это всегда выход из собственной реальности в реальность описываемую, а уж насколько эта реальность далека от обыденной жизни, это второй вопрос.
Если в фильме "про войну" солдаты не только ходят строем, и разговаривают не только выдержками из Устава - это что, тоже антисоветизм?
Ну вот - "Приключения Электроника". Ни одного комсорга на весь фильм, получается, он тоже антисоветский?
Эскапизм - скорее свойство читателя, чем литературы(кино)... Просто некоторые вещи к этому больше провоцируют, особенно связанные с конструированием иных миров.
Но вот мир Варианны, при всём своём эстетическом совершенстве, лично меня никогда не наводил на мысли удалиться туда. Увидеть, побывать ("Я был здесь. Массандрыч", хе-хе) - да, но зависать там... Абсолютно чужой он, хоть и красивый - так и хочется оттуда скорее домой, на Землю, в Крым, куда-нибудь под Керчь в район известной горы Опук
Зарегистрирован: 07.11.2007 Сообщения: 611 Откуда: Москва
Массандрыч писал(а):
Но вот мир Варианны, при всём своём эстетическом совершенстве, лично меня никогда не наводил на мысли удалиться туда.
Для меня смысл эскапизма заключается не в жизни на какой-то другой планете (допустим, Вариане), а в жизни на таком корабле, как ЗАРЯ, и в составе такого же замечательного экипажа.
"Увидеть, побывать" на других планетах тоже подразумевается, конечно. Я бы, конечно, согласился лететь "на всю жизнь" на таком корабле. Думаю, что в будущем (когда всерьёз возникнет проблема перенаселения Земли) домами для людей станут космические корабли (как сейчас квартиры).
Зарегистрирован: 30.10.2007 Сообщения: 456 Откуда: Москва
Смысл эскапизма вообще - не в том "куда", а в том "откуда". И "от чего". Так что _любая_ литература, кроме учебников алгебры и геометрии, и любое кино - эскапизм чистой воды. Уход из реальности в написанное-показанное. какое бы натуралистичное и реаловое оно ни было, но это не наша жизнь, а чужая.
А уж как и куда бежать от реальности - это у каждого свое. _________________ Все, что вы скажете, может быть.
Эскапизм... люди, а что, бывает такая худ.литература, которая не апеллирует именно к эскапизму?
Так в том-то и дело, что при совке эскейпизм был чуть ли не ругательным словом, считался порочным качеством, свойственным буржуазной культуре...
Mikk писал(а):
Если в фильме "про войну" солдаты не только ходят строем, и разговаривают не только выдержками из Устава - это что, тоже антисоветизм?
Как правило - да. Особенно во времена "оттепели". Навскидку, "Солдаты" по книге "В окопах Сталинграда" (фильм был запрещен, как только автор эмигрировал). И это - не единственный пример...
Mikk писал(а):
Ну вот - "Приключения Электроника". Ни одного комсорга на весь фильм, получается, он тоже антисоветский?
Наоборот - там есть гнусные представители кап.страны. (При этом фильм - тоже хороший.)
Зарегистрирован: 01.05.2008 Сообщения: 44 Откуда: С Земли
Ну вот, заладили все: "Эскапизм, эскейпизм". К чему нам, русским людям, эти англицкие словечки?
По-русски скажем давайте, это был ПОБЕГ ! Вот согласен я с Михаилом Холодковским - фильм имеет магию побега. И не столь дело в совке, любой человек в своей жизни совершает массу побегов: от системы, от ненавистного коллектива, от скандальной жены в конце концов. Я считаю, что побег - природное, жизненное, совершенно необходимое явление! Это как ОБНОВЛЕНИЕ, как новая жизнь, наполненная новыми впечатлениями, путешествиями (в данном случае космическими), искренней дружбой и настоящей любовью. Да здравствует побег! Все ИМХО. _________________ "Все кроме нас перегорели..."
С теми, кто убегает от жизни в литературу, всё понятно - есть название, всё описано и классифицировано психологами А вот как быть с теми, для кого это фильм был не побегом, а наоборот - Прибегом? Скажем, меня вот наоборот - после фильмов Викторова тянуло учиться на астрофизика и строить светлое будущее.
Зарегистрирован: 01.05.2008 Сообщения: 44 Откуда: С Земли
Массандрыч, поймите, прибег и побег - суть одно. Я не вправе исследовать пути Вашего увлечения астрофизикой, но вот за себя скажу: я буквально был потрясен сказочной энергетикой фильма! Не знаю, что служило причиной, но после увиденного я буквально бредил волшебными космическими мирами, потрясающими приключениями и искренней дружбой. Только теперь я понимаю, что гений Ричарда Викторова именно в чувственности
Светлая мечта о небе, близкая дружба и первая любовь - советскому школьнику, затюканому учителями, родителями и хулиганами это был как родник! Как дорога в прекрасное... _________________ "Все кроме нас перегорели..."
Зарегистрирован: 23.11.2007 Сообщения: 61 Откуда: Москва
Цитата:
Только теперь я понимаю, что гений Ричарда Викторова именно в чувственности
Ну наконец-то. Вот оно! А я все 35 лет думала, почему же я каждый раз после очередного 99-го просмотра так волнуюсь, все сама для себя сформулировать не могла, оказывается все так просто и ясно. И чувства эти ни коим образом не зависят ни от активности форумчан, ни от их высокоинтелектуальных споров, ни в общем-то от наличия самого сайта! Слишком личное это. Слишком. И никаких предпосылок для того, что-бы в ближайшие n-лет что-то изменилось не существует. Пусть будет так! (с)
Прибег и побег - это разные вещи. Эскапизм предполагает бегство от реальности. А мне наоборот - реальность становилась ближе после фильмов Викторова.
Кстати, был у нас старший пионервожатый, замечательнейший человек и педагог. И вот вся его комнатка была расписана цитатами из Стругацких.
Что касается мира, то у меня не было никаких оснований от него бегать.
Родители у меня и моих друзей были золотые.
Учителя наши - великолепные люди, с теплотой их вспоминаю (хоть и Заставляли, спасибо им!!!). И были дворцы пионеров с кружками.
А ещё были друзья, в огонь и в воду. И с гопниками мы дрались, и не бросали своих. И какое счастье, что нашими врагами были всего лишь гопники, а не существа с бесплатными шприцами или бейсбольными битами.
Я бы, конечно, согласился лететь "на всю жизнь" на таком корабле. Думаю, что в будущем (когда всерьёз возникнет проблема перенаселения Земли) домами для людей станут космические корабли (как сейчас квартиры).
Угу.... а еще ожидается такая "шикарная" штука, как "промежуточные поколения" - Хайнлайн, например, описывал. Люди, которые родились на корабле и умрут на корабле - а их правнуки долетят до цели.
Прибег и побег - это разные вещи. Эскапизм предполагает бегство от реальности. А мне наоборот - реальность становилась ближе после фильмов Викторова.
А вот так подумать - а кто из нас живет в этой "истинной реальности"? Всё равно у каждого реальность своя. У офицера в гарнизоне одна, у астронома в Пулковской обсерватории ( ) - другая, у дежурного на городском милицейском пульте - третья... Выдуманная, но такая заманчивая (ага, я под ее влиянием побегал ) реальность НИИЧАВО - она же тоже из параллельной реальности растет, из Пулково, не все жили так, и ощущали жизнь так, как это делали Стругацкие.
Наверное, есть некоторый смак в "производственных романах" о твоей профессии, когда ты читаешь как раз о своей реальности, когда все проблемы, все события тебе близки, и те решения, которые находит герой, ты принял бы и сам - или наоборот, сразу видишь, где он ошибся.... но вот читать книгу о жизни летчика, даже реалистичную, если ты - врач или там программист - это уже оказаться в другой реальности. Хотя, вполне возможно, этого летчика уже можно встретить в ближайшем скверике, выгуливающим внука...
Зарегистрирован: 07.11.2007 Сообщения: 611 Откуда: Москва
Mikk писал(а):
Люди, которые родились на корабле и умрут на корабле - а их правнуки долетят до цели.
Очень невеселый вариант.
Как я уже говорил, посещение различных планет тоже будет включено в жизненную программу. Причём длительность пребывания на планетах может быть довольно большой, в зависимости от условий для жизни на них.
Так что - не всё так грустно.
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах