Даже из детско-юношеского фильма пытаемся устроить дискуссию по выбору между советским прошлым и настоящим.
А вы хотите просто умиляться и славословить. Нужно и поспорить, и поругаться
howtotrade писал(а):
ИМХО, но это фильм о приключениях, а в нормальных приключениях чем меньше любой идеологии, тем лучше. И, на мой взгляд режиссерам удалось найти тот минимум, при котром фильм прошел советскую цензуру и в то же время не давит на зрителя пропагандой "социалистического образа жизни".
И так по прежнему отрицаем очевидное? Тогда назовите другой детский фильм того времени ( кроме военно-патриотических есс-но) в котором было бы столько скрытой пропоганды ( один миляга Смоктуновский чего стоит).
И так по прежнему отрицаем очевидное? Тогда назовите другой детский фильм того времени ( кроме военно-патриотических есс-но) в котором было бы столько скрытой пропоганды ( один миляга Смоктуновский чего стоит).
Ага, а как красочно показано "звериное лицо Запада" в "Приключениях Электроника" в исполнении таких прекрасных артистов, как Басов, Караченцов и Ко. А чуть раньше вышел фильм по мотивам Чипполино, где вообще показали революцию, совершаемую детьми (Басов там тоже играет главного злодея - Лимона). Ну про более ранних "Трех толстяков", я уж и говорю.
Howtotrade - ок. всё сказанное вами принимаеться. Но всё таки направляющая рука мудрого КГБ это круче. В "Большом Космическом Путешествии" идеология свелась к формуле : нашим школьникам что мукулатуру сдать, что в космос слетать - как два пальца... ( цензура)
В фильме "Гостья из Будущего" кроме эпизода с Красным полотнищем на Кремле ( ну и пионерский галстук на Алисе) я больше ничего не припоминаю.
Зарегистрирован: 07.11.2007 Сообщения: 392 Откуда: Москва
vlad, howtotrade - поддерживаю.
Да, тогда была идеология. Сейчас её нет. (Нельзя же считать идеологией действия правящей партии, сводящиеся к прославлению вождя вне зависимости от того, что он делает!)
Раньше подростки мечтали стать космонавтами, сейчас - олигархами или, на худой конец, бандитами...
Ричард Николаевич был коммунистом. И в отличие от большинства членов КПСС, вступивших туда ради карьеры, искренне верил в идеалы. Прочтите внимательно, непредвзято, без стёба программу КПСС: цели вполне достойные. Если бы все были такими как Р.Н. - мы бы жили в гармоничном справедливом обществе, близком к тому, что описано у Ефремова... _________________ Mi estas senkompata!
Зарегистрирован: 09.11.2007 Сообщения: 62 Откуда: Москва
vlad писал(а):
также обожаю дилогию и считаю что сцена прощания на Красной площади одна из ключевых, кто жил тогда тот поймет.
Безусловно! Потому что здесь не идеалогия в первую очередь работает, а приближение к подлинности. Это был обязательный ритуал - экипажи перед стартом всегда приезжали на Красную площадь. (ну и ещё посещали кабинет В.И. Ленина в Кремле). И то, что Ричард Николаевич настоял на этой сцене сделало фильм приближенным к реальности.
Кстати, был бы показан кабинет, была бы идеалогия. А Красная площадь была и остаётся прежде всего сердцем и одним из главных символов страны.
Ребята - школьники и пионеры, и они в алых галстуках отдают салют, как и принято у пионеров. Так и должно быть. То есть сюжет чётко перекликается с традициями отечественной космонавтики.
Кстати, это были первые кадры касаемые Дилогии, которые мне давелось увидеть на экране. Но об этом подробно уже как-то рассказывал.
Это ощущение реальности. Это уже не игра и не мечта. Настоящий экипаж на настоящей Красной площади перед настоящим стартом! Это режиссёрская удача и не иначе! А особенно в реалиях того времени...
А потом не менее потрясающие кадры на земле Калужской...
Какая ширь! Какая красота! И ребята идут по живой траве, делая крайние свои шаги по Земле, обуваемые свежим ветром, вбирая в себя эту земную ширь и земную красоту... Тоже психологически тонкая картина.
Да как же иначе? Ведь уходят не на месяц, не на год, и не 437 суток (максимальная продолжительность полёта на сегодня), а больше чем на пол века!!! Какими словами вообще это возможно передать?!
Но идут потрясающее кадры, звучит пронзительная песня - и ощущение передаётся...
Это откровенный разговор авторов со зрителями на непростую тему. Но авторы тонко прочувствовали, что об этом нужно говорить...
И то, что для съёмки выбрана вот эта ширь, высокий берег, синяя река (Угра или Ока - не могу сказать), эта кривая берёзка, а не объятие со стволами в берёзовом лесу - это в точку!
И не потому, что "Россия у улетающих ассоциируется с маленькой кривой березкой", а потому, что для уходящих "в долгий, как жизнь Путь", нет разницы между кривой берёзкой и стройной. Потому что всё для них стало до боли родным!
Это мы, живя на Земле, не задумываемся о таких вещах. Те, кто "возвращается с Неба" другого мнения. Отоношение к Земле, к ценности всего живого меняется координально. Например, наш космический рекордсмен Валерий Поляков первые пол года после возвращения не мог комара убить, просто сдувал... Не мог иначе...
Томас Маттингли, один из тех, пока немногих, кому судьбой было дано увидеть наш мир с окололунной орбиты, как-то сказал: "Мы улетали технарями, а вернулись гуманитариями".
О многом говорят эти откровения.
А в 1973-м эпоха длительных полётов ещё была впереди, а Ричард Викторов и его команда сумели прочувствовать её реалии и воплотить в фильме.
Да и вообще сцена на Красной площади и крайние шаги по Земле в Дилогии по сути переломная. Рубеж прощания. Какая уж тут идеалогия, это выше любой идеалогии...
Howtotrade - ок. всё сказанное вами принимаеться. Но всё таки направляющая рука мудрого КГБ это круче. В "Большом Космическом Путешествии" идеология свелась к формуле : нашим школьникам что мукулатуру сдать, что в космос слетать - как два пальца... ( цензура)
В фильме "Гостья из Будущего" кроме эпизода с Красным полотнищем на Кремле ( ну и пионерский галстук на Алисе) я больше ничего не припоминаю.
Увы, БКП посмотрел, но был настолько разочарован увиденным, что даже не помню ни артистов, ни сюжета (открыл для себя его вновь, прочтя о нем на миелофоне, но картинки фильма в памяти нет). А ГиБ полностью я вообще не смотрел: фильм вышел на экраны, когда я уже был не юношеско-романтического возраста. Но, помня свое детско-отроческое увлечение "Приключениями Алисы" ждал премьеры, но когда во второй серии будущее мне удивительно напомнило советский парк аттракционов, смотреть это издевательство над книгой, я не смог. Поэтому ГиБ я знаю только по отрывкам и дискуссиям в Ин-те.
А насчет "направляющей руки мудрого КГБ", то об И. О. О.у меня два впечатления. Первое от первого просмотра фильма в 13 лет - "добрый волшебник типа Гедальфа (с Толкиеном в те годы я был знаком). Вторее: версию о КГБ я услышал позже, но как человек, отдавший КГБ-ФАПСИ почти 18 лет жизни, я могу воспринимать ее только как авторскую идею издевки над обывательскими представлениями того времени о "рыцарях плаща и кинжала".
Кстати, был бы показан кабинет, была бы идеалогия. А Красная площадь была и остаётся прежде всего сердцем и одним из главных символов страны.
Замечательно сказано! И про березку тоже
Уксу-Ба писал(а):
В фильме "Гостья из Будущего" кроме эпизода с Красным полотнищем на Кремле ( ну и пионерский галстук на Алисе) я больше ничего не припоминаю.
Главная идеология ГиБа заключена в титульной песне. На примере Алисы и ее превосходства над школьниками 80-х была наглядно показано, чего могут добиться школьники при соотвествующем социальном и политическом строе. А эти самые школьники 80-х должны были устыдиться и послушно идти на стройку коммунизма. Я не хочу сказать. что Арсенов стремился наполнить идеологией фильм, но опять же, без этого было нельзя. Весь вопрос в том, как это было показано. Пересмотрите начало, по-моему, последней серии, где рассказывается об успехах Алисы в школе - там есть прямая фраза в подтверждение моих слов. _________________ Если рожденный ползать летать не может, то почему гусеницы становятся бабочками?
Хорошая статья. Надрывная такая... вот только не учел автор одного малозаметного, но очень-очень важного нюанса: космос был насквозь военным. Страна работала на войну, вся; анекдоты про "пятый раз собираю - получается все равно пулемет" - они именно про это.
СССР мог позволить себе космос только потому, что не мог позволить себе автоматические стиральные машины и видеомагнитофоны. Сейчас приоритеты изменились, "пушки вместо масла" уже не производят - вот космос и оказался заброшен; потому что экономическая отдача от космоса, как ни был бы он важен для современной жизни, невелика.
Престиж профессии всегда был искусственным. Перед ВОВ требовались будущие солдаты - и "Знак ГТО на груди у него"; начались "великие стройки" - и вот "Слышишь время гудит БАМ!" и романтика геологов-разведчиков....
Космонавты - из той же серии. Их очень активно пропагандируют, и поэтому о том, кто такие космонавты, знает каждый пятилетний ребенок. Кто такой мясник, ребенок не знает, но в первых рядах на самых "дорогих" театральных постановках, на которые билета не достать, сидят мясники. И завсекциями из ГУМа. Этого нет в газетах и в песнях, молодежь не считает профессию мясника или продавца кожгалантереи престижной, но взрослые уже умеют оценивать профессию не по тому, как ее воспевают, а по тому, что она приносит. Иногда оценивают презрительно - но всегда высоко....
Всё всегда было "двухслойным" - да, профессия врача всегда была престижной, конкурс большим, но на какой факультет конкурс был САМЫМ БОЛЬШИМ? На стоматологический. Потому что стоматологи и в советское время зарабатывали гораздо больше, чем все остальные медики. А ведь к милосердию, к спасению жизни и тому подобным пропагандистским мотивам стоматология имеет отношение достаточно небольшое...
... а потом пропаганда прекратилась. И у профессий остался только тот престиж, который виден в материальных формах. Мальчики поняли, что быть бандитом хорошо, потому что бандит - он настоящий мужчина (в научных терминах - "высокопримативный"), сильный, вооруженный и свободный. Да, и обеспеченный всем, что ему нужно. Бандит не стоит в очереди за маслом....
Девочки обнаружили, что быть проституткой хорошо - деньги получаешь совсем без труда...
.... хорошо, что те годы в общем почти прошли, и теперь не все мальчики хотят быть бандитами, и не все девочки готовы отдаваться в вокзальном туалете. Теперь больше всего зарабатывает не бандит, а менеджер. Это прогресс? Прогресс, но какой-то сомнительный....
Кстати, ведь это не только наше развлечение. В Американии по правительственному заказу снимают сериалы, посвященные пропаганде профессий, "умные сериалы" - CSI (да, там есть стрельба, но на один выстрел там две схемы работы мотора и один 3D-мультик про ДНК), Numberz....
Я тоже мечтал быть космонавтом. И врачом. И ученым. А менеджером быть не мечтал никто....
А эти самые школьники 80-х должны были устыдиться и послушно идти на стройку коммунизма. Я не хочу сказать. что Арсенов стремился наполнить идеологией фильм, но опять же, без этого было нельзя. Весь вопрос в том, как это было показано. Пересмотрите начало, по-моему, последней серии, где рассказывается об успехах Алисы в школе - там есть прямая фраза в подтверждение моих слов.
Большей крамолы я в своей жизни не слышал
ГорЫн писал(а):
Главная идеология ГиБа заключена в титульной песне. На примере Алисы и ее превосходства над школьниками 80-х была наглядно показано, чего могут добиться школьники при соотвествующем социальном и политическом строе
Так в том то и фишка, что какой в будущем будет строй, в ГиБ не показано! В сценах будущего нет никаких ( кроме знамени над кремлём) ссылок на СССР. Даже наоборот : у вас железный занавес? А у нас межгалактические путешествия и инопланетян пруд - пруди.
У вас что в школе не встают при ответе? (учительница). НЕТ! ( Алиса).
Да и школа с которой дружат детишки из космопорта находиться не в Болгарии ( курица не птица она не заграница), а в Новой Зеландии ( капстрана).
Вот кто кто а Арсенов действительно допустил минимум идеологии!
Спасибо за комплимент!
По поводу, какой строй показан в будущем Алисы - это к многочисленным обсуждениям на двух других форумах. Резюмирую их: нигде не сказано, что Алиса живет про коммунизме. но это всячески показывается принципом "каждому по потребностям".
А при коммунизме, простите, какие железные занавесы могут быть?! _________________ Если рожденный ползать летать не может, то почему гусеницы становятся бабочками?
Вы можете начинать темы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах