Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
AndrY
Цитировать
Зарегистрирован: 08.11.2007 Сообщения: 376 Откуда: СПб
|
|
|
|
Некоторые размышления о гиперпереходе "Зари". (Всем должно быть понятно, что это крайне важный момент фильма, больше того- сюжетообразующий!). Я когда-то писал об этом статью для одного сайта, так что тема мне хорошо знакома.
Причина внезапно возникшего перехода в фильме так и не проясняется. Переход начался, когда Лоб сел на пульт, и, надо понимать, нажал слишком много клавиш, отчего двигатели вошли в какой-то форсированный режим, и корабль полетел быстрее света.
Далее этот эффект называется в разное время следующими словами:
1. Черная дыра (Надежда)
2. "Тахионная спираль" (Филатов)
3. Субпространство (Филатов)
4. Гиперпространство (И.О.О.)
Переход - популярная тема в фантастике, и даже уже штамп. И не только в фантастике - есть уже реальные научные выкладки. Все способы перехода можно условна поделить на две группы, по виду причины перехода: причина внешняя и внутренняя.
Внешняя причина перехода есть природная аномалия и находится вне перемещаемого объекта, который, как правило, никак не может повлиять на причину, а может только ею покорно пользоваться. Такая причина обычно жестко привязана к определенной точке пространства. Чтобы воспользоваться переходом, объект должен оказаться в этой точке, иначе никак. Классический пример - черная дыра.
Внутренняя причина перехода находится в самом объекте и вполне им управляема и ему подчинена. Объект может сам инициировать переход в нужный момент, для этого ему не нужно оказываться в какой-то строго определенной точке пространства.
В нашем случае парадокс в том, что смешиваются оба этих типа. Переход двигателей "Зари" в форсированный режим есть внутреняя причина. Сюда подходят и определения суб- и гиперпространства. Действительно, форсаж двигателей вполне мог вызвать переход в иное пространство с иными законами движения.
Но вот черная дыра - причина совершенно внешняя. Тут уж вряд ли имеет значение, сел Лоб на пульт или нет. Корабль попал бы в черную дыру и без его прыжка. Сюда же, видимо, можно отнести и "тахионную спираль", которая хоть и непонятно что, но явно объект мироздания, как и черная дыра.
Так что же было реальной причиной? |
|
Вернуться к началу » |
|
|
RiAT
Цитировать
Зарегистрирован: 07.11.2007 Сообщения: 576 Откуда: Москва
|
|
|
|
В фильме не раз обыгрывается идея "кривизны пространства", и это даже утверждается практически с самого начала.
"Мы пока не знаем точно, как устроена наша Вселенная, каковы свойства пространства-времени. Но мы уже знаем, что пространство искривлено... И, может быть, именно в особенностях строения нашего пространства нужно искать ответ на вопрос - как попасть из одного места в другое быстрее, чем это делает свет." (В.Золотарёв)
А теперь читаем здесь - http://kuasar.narod.ru/library/bob-lazar/tech.htm :
"Известно, что кратчайшее расстояние между двумя точками - это прямая. И наука исходит из аксиомы, что быстрее всего из пункта А в пункт Б можно попасть, перемещаясь по прямой линии со скоростью света. <Но> эту аксиому можно нарушить: в пространстве-времени быстрее всего из А в Б можно попасть, "искривив" с помощью наведенного гравитационного поля пространственно-временную линию, в результате чего точки А и Б приблизятся друг к другу.
Пространство-время - это на самом деле некая сущность, и одним из ее свойств является то, что она может быть искривлена гравитационным полем... Сила тяготения искривляет пространство-время и свет. Возможность такого искривления заложена в теории относительности Эйнштейна и ничего необычного здесь нет.
Большим плюсом искусственного поля тяготения является то, что его можно не только включать, но и выключать. Создав гравитационное поле достаточной интенсивности, можно искривить пространство-время и тем самым изменить расстояние между точкой, в которой мы находимся, и точкой, в которую хотим попасть. Мы перемещаем себя в желаемую точку и после этого прекращаем наведение искусственного гравитационного поля, в результате чего пространство-время вновь принимает свою прежнюю форму. Таким образом сокращая расстояния путем искривления пространства-времени, мы получаем возможность преодолевать большие расстояния при меньшем прямолинейном движении."
Таким образом, можно сделать предположение, что из-за того, что Лоб сел на пульт, произошло "наведение" гравитационного поля (во время движения корабля с околосветовой скоростью), повлекшее искривление пространственно-временной линии. А после того, как Середа перевёл двигатели в режим на торможение, произошло отключение как двигателей, так и (судя по всему) отключение "наведения" гравитационного поля, и пространство-время приняло обычную форму. |
|
Вернуться к началу » |
|
|
Михаил Холодковский админ-кадроед Цитировать
Зарегистрирован: 26.09.2006 Сообщения: 984
|
|
|
|
...я еще помню, как сей эффект назвали Стругацкие в "Полдне". Словечко - то еще: "ДЕРИТРИНИТАЦИЯ"! О как! |
|
Вернуться к началу » |
|
|
algrab
Цитировать
Зарегистрирован: 07.11.2007 Сообщения: 227 Откуда: Пенза
|
|
|
|
Больше согласен с RiATом. Двигатели, в которых тяга создаётся при помощи фотонов, движущихся со скоростью света, перевести в "форсированный режим" довольно трудно. Для этого необходимо синициировать процесс несколько более сложный, чем анигиляция.
Но в "Заре", имхо, присутствовали два генератора гравитационного поля - внутреннего для искусственной силы тяжести и внешнего силового поля. И может быть как раз в этом причина "гиперпространственного прыжка"? Нестандартная команда с органов управления могла спровоцировать как резкое изменение вектора внутреннего ГП (ребят, бросившихся в рубку резко потянуло назад, многим стало плохо), так и сомовозбуждения генератора внешнего ГП (включение силового поля в переменном режиме). Т.е. гравитация была искажена как внутри корабля, так и снаружи. Что вкупе друг с другом (и с почти световой скоростью) создало "пространственную дыру".
P.S. Я знаю, что в фильме ребят "потянуло назад" исключительно для демонстрации резко возросшей скорости. _________________ Достоевский Ф.М. Это не радио. Это книги. (не моё) |
|
Вернуться к началу » |
|
|
Михаил Холодковский админ-кадроед Цитировать
Зарегистрирован: 26.09.2006 Сообщения: 984
|
|
|
|
А возможна и такая гипотеза:
"МЫШКА БЕЖАЛА, ХВОСТИКОМ МАХНУЛА..." |
|
Вернуться к началу » |
|
|
vlad
Цитировать
Зарегистрирован: 09.11.2007 Сообщения: 105 Откуда: Север
|
|
|
|
Михаил Холодковский писал(а): |
МЫШКА БЕЖАЛА, ХВОСТИКОМ МАХНУЛА..." |
Класс!!! на 5 баллов! |
|
Вернуться к началу » |
|
|
Gray
Цитировать
Зарегистрирован: 09.11.2007 Сообщения: 62 Откуда: Москва
|
|
|
|
Да, про мышку - это замечательно!
Но только эту "мышку" очень умело спровоцировали, чтобы побежала и чтобы хвостиком махнула. Да и "яичко" в нужное время и в нужном месте подготовили и подсунули
То есть получаемый при этом эффект прогнозировался и соответственно готовился.
В общем снова, а куда ж без него денешься, И.О.О. ! |
|
Вернуться к началу » |
|
|
AndrY
Цитировать
Зарегистрирован: 08.11.2007 Сообщения: 376 Откуда: СПб
|
|
|
|
Ну, это уже многократно обсуждалось Сюжетообразующим фактором всего фильма является любовь Катерины к Михаилу. Если бы не она, сюжет был бы другим. |
|
Вернуться к началу » |
|
|
Gray
Цитировать
Зарегистрирован: 09.11.2007 Сообщения: 62 Откуда: Москва
|
|
|
|
Катерина между прочим тоже в экипаж попала по представлению И.О.О. |
|
Вернуться к началу » |
|
|
RiAT
Цитировать
Зарегистрирован: 07.11.2007 Сообщения: 576 Откуда: Москва
|
|
|
|
Если бы не проект В.Середы, то никакого сюжета вообще не было бы. Вот это и есть главное.
И выход корабля из условий искривления пространства-времени - тоже его заслуга. И неизвестно, чем бы всё закончилось. |
|
Вернуться к началу » |
|
|
AndrY
Цитировать
Зарегистрирован: 08.11.2007 Сообщения: 376 Откуда: СПб
|
|
|
|
Так. Появилась новая тема и я ее развиваю в новой ветке.
http://otroki.druid.ru/forum/viewtopic.php?t=723&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight=
А мы вернемся к переходу.
Теория с искривлением пространства, на мой взгляд не проходит и вот почему.
Пространство и так искривлено, и сколько его не искривляй еще больше, ничего не добавится. Мы существуем в этом пространстве, как бы оно ни было искривлено, и вынуждены следовать вдоль любых его искривлений. Путь от точки А к точке Б всегда один и тот же, даже если это не прямая, а кривая линия дикой конфигурации. Вся материя все равно движется по этой линии, и расстояние не меняется. При переходе речь идет именно о выходе за пределы нашего пространства. Помните что говорил академик в фильме? "Прогрызть стенки", иначе никак. А движение по искривленному пространству - это движение вдоль трубки. Сколько ни скатывай ее в комок, длинна между концами трубки не изменится.
Вот чудесная иллюстрация (из википедии):
|
|
Вернуться к началу » |
|
|
RiAT
Цитировать
Зарегистрирован: 07.11.2007 Сообщения: 576 Откуда: Москва
|
|
|
|
AndrY, но, по-моему, на этой схеме как раз и показано не "прогрызание", а искривление пространства (с движением корабля по жёлтой линии). Если бы было "прогрызание", то мы бы видели просто два отверстия - вверху и внизу (а между ними так называемое "гиперпространство"). А так схема-то как раз и иллюстрирует то, что произошло в данном случае (после того, как Лоб сел на пульт, и, по-видимому, возникло гравитационное поле) - соединение двух удалённых точек пространства. |
|
Вернуться к началу » |
|
|
AndrY
Цитировать
Зарегистрирован: 08.11.2007 Сообщения: 376 Откуда: СПб
|
|
|
|
Нет. Искривление пространства - это то, что показано вдоль красной линии. Мы можем двигаться только по плоскости, но не можем спрыгнуть с нее. Плоскость (вот эта "сетка") - это и есть наше пространство, просто здесь оно двумерное. Можно изогнуть пространство так, что два участка приблизятся друг к другу вплотную, но все равно нельзя будет перепрыгнуть с одного изгиба на другой. Для этого как раз и нужно "прогрызать дырки" |
|
Вернуться к началу » |
|
|
RiAT
Цитировать
Зарегистрирован: 07.11.2007 Сообщения: 576 Откуда: Москва
|
|
|
|
AndrY, если руководствоваться приведённой схемой (рисунком) - то, по-видимому, да, без "прогрызания" не обойтись.
Но возможен и другой вариант - сжимание пространства. То есть укорачивание длинной красной линии практически до нуля (гравитационным полем). |
|
Вернуться к началу » |
|
|
AndrY
Цитировать
Зарегистрирован: 08.11.2007 Сообщения: 376 Откуда: СПб
|
|
|
|
По-моему, невозможно сжать пространство до нуля. До бесконечно малой величины - да, но не до нуля.
Иными словами, можно максимально сблизить верхнюю и нижнюю плоскости на этой картинке, но слить их в одну нельзя. Для этого как раз и потребуется прогрызание дыры. Невозможно создать точку пространства, принадлежащую одновременно двум участкам пространства. Чтобы перескочить из одной точки в другую, пусть они даже совершенно рядом, нам потребуется выйти за пределы пространства. На картинке это место называется THROAT (горло, глотка).
Мне только непонятно, почему нарисованы три траектории движения, а не две. Что означает третья? |
|
Вернуться к началу » |
|
|
RiAT
Цитировать
Зарегистрирован: 07.11.2007 Сообщения: 576 Откуда: Москва
|
|
|
|
AndrY, мне тоже непонятно - что там означает третья линия.
Что касается приближения двух точек (а не обнуления длины - я не совсем точно выразился, прошу прощения), то имелось в виду не сближение верхней и нижней плоскостей, а сжатие как бы распрямлённой (условно) одной плоскости (в результате чего эти две точки сближаются на достаточно близкое расстояние "внутри" этой плоскости-пространства, и "прогрызание" тогда не нужно). |
|
Вернуться к началу » |
|
|
Techno_Jaro
Цитировать
Зарегистрирован: 10.01.2008 Сообщения: 37
|
|
|
|
AndrY писал(а): |
Переход начался, когда Лоб сел на пульт, и, надо понимать, нажал слишком много клавиш, отчего двигатели вошли в какой-то форсированный режим, и корабль полетел быстрее света. |
Как раз вчера, пересмотрев дилогию пришел к сходным мыслям. Больше строю рассуждения не на влиянии на процесс ИОО или его гипотетической цивилизации, а на подход с позиций "достоверной фантастике".
Когда-то давно читал статью, где утверждалось, что в непосредственной близи от эпицентра взрыва мощного ядерного боезаряда на какое-то мгновение с пространством может происходить непонятное. Описывался даже случай на подземном ядерном испытании, когда взрыв произошел раньше планируемого срока, рядом (в подземелье) находился человек, который не успел уйти и увидел геометрические искажения (пол пошел волнами) и открывшийся вид в совсем иную местность.
Конечно, очень похоже на бред желтой прессы. Если случай имел место, то мало ли что могло привидится испуганному. Однако бред сей - научно-фантастический.
Возвращаемся к нашему случаю.
1. Мы знаем, что "Заря" - усовершенствованный квантовый звездолет, где источником энергии служит аннигиляция. Аннигиляция как ядерный процесс в отличие от традиционных ядерных процессов наиболее эффективен, так как выделение энергии наиболее близко к теоретическим энштейновским 100% (E = mc^2).
2. Конечно, даже при маршевом режиме двигателей бортовой компьютер не должен допускать превышение подачи антивещества в точку аннигиляции во избежание превышения запаса прочности материалов двигателя и отражателя или приближения к пределу прочности. Иначе, как понимаете, экспедиции - каюк.
3. Однако, как мы знаем на практике, любой мало мальски сложный софт имеет глюки и дыры. А на "Заре" был imho простейший искуственный интеллект.
4. На пульте "Зари" кажется была не одна клавиатура, поэтому Лоб, плюхнувшись на пульт мягким местом нажал массу клавиш, наверняка задел и штурвал, регулирующий тягу. Бортовой компьютер мог неадекватно себя повести, вбросив в зону аннигиляции значительно больше антивещества (в фильме мелькает очень короткий фрагмент, где задняя часть "Зари" буквально вспыхивает). "Заря" была на волосок от гибели, однако резкий рывок вкупе с высоким запасом прочности всех конструкций отбросил "Зарю" от точки аннигиляции. Отражатели выдержали, однако мгновенная аннигиляция некой "критмассы" антивещества вызвала разрыв в пространстве, куда "Заря" и втянулась. Дальше, судя по всему "Заря" была некоторое время в подпространстве. По динамике фильма мы видим, что в масштабе корабельного времени это было недолго, а на Земле прошло 27 лет.
В научной фантастике известны и другие случаи, когда чрезмерное выделение огромных количеств энергии за минимальное время шло не на банальное разрушение, а творило чудо с пространством-временем. К примеру, можно вспомнить отличный роман Эдмонта Гамильтона "Город на краю света", где новейшие супербомбы, сброшенные на маленький городок не превратили его в дым и пламень, а забросили в далекое будущее Земли. _________________ - А где предел, цель?
- Торжество разума, торжество космического человечества над силами зла! |
|
Вернуться к началу » |
|
|
Ахат Гость Цитировать
|
|
|
|
В одной научно-фантастической повести была такая ситуация: звездолет с помощью высоких энергий буквально разрывал пространство, точне протыкал пространство с помощью квантовых эффектов. Поскольку вакуум - это своеобразная квантовая пена, все пространство состоит из квантов пространства, которые ничтожны по своим размерам. При этом звездолет с помощью, например, аннигиляции разбивает это квантовое полотно и попадает в особое подпространство - в настоящую пустоту, то есть между квантами, и отсюда он может перескочить к очень далеким объектам вселенной. Дальность зависит от потраченной энергии. Вполне возможно что так и произошло. |
|
Вернуться к началу » |
|
|
|
|
|
|